Механизм бизнес-процессов «1С:Предприятия 8»


Андрей Колесов

Управление бизнес-процессами (Business Process Management, ВРМ) — термин, уже давно хорошо известный ИТ-специалистам, но в то же время имеющий до сих пор некий налет загадочности и недоступности для «простых» пользователей. Действительно, практически все ведущие поставщики платформенного и делового софта уже давно и регулярно заявляют о своих достижениях в области BPM, но при этом вкладывают порой в это понятие различные значения, делая акцент на специфику собственных предлагаемых технологий. На самом же деле общая идея BMP достаточно проста — использование процессной модели управления организацией, когда отдельные деловые операции связываются в цепочки. Такой подход реализуется на методологической базе концепции Workflow (управление потоками работ), но только в более широком ее понимании. Если в классической Workflow акцент делается на документах, то BMP увязывает воедино документы (информацию), людей и приложения (средства обработки информации).

Механизм бизнес-процессов (МБП) появился в составе «1C:Предприятия» в начале 2005 г., и можно утверждать, что это — очень перспективное и полезное новшество платформы. Его суть — автоматизация цепочек связанных операций, направленных на достижение общей цели, обычно в контексте организационной структуры, определяющей функциональные роли и связи. Автоматизация бизнес-процессов позволяет повысить качество организации работы и эффективность управления.

Повышение качества. Бизнес-процессы формулируют и реализуют правила выполнения отдельных операций и их взаимосвязь, что позволяет значительно сократить или даже полностью исключить из бизнес-процесса ошибки, обуславливаемые человеческим фактором. Простой список заданий позволяет сотрудникам сконцентрироваться на своих непосредственных обязанностях.

Повышение эффективности. С помощью МБП можно формализовать организационную деятельность и возложить функции управления совместной работой сотрудников на прикладное решение, что ведет к более эффективному использованию рабочего времени.

Обеспечение новых возможностей. Данные о выполнении задач и о ходе бизнес-процессов могут служить основой для оптимизации организационной структуры предприятия, выявления «узких» мест и скрытых ресурсов. Таким образом, в полной мере реализуется методология процессного управления.

В целом использование МБП в прикладных решениях позволит предприятиям, в том числе и малым, перейти от традиционной функциональной модели управления к современной процессно-ориентированной схеме, качественно улучшив свою деятельность путем реинжиниринга и автоматизации бизнес-процессов.

Основные сведения о механизме бизнес-процессов

Бизнес-процессы в «1С:Предприятии» нужны для того, чтобы объединять отдельные операции (выписка счета, прием наличной оплаты, отпуск товара со склада и т. д.) в цепочки взаимосвязанных действий, приводящих к достижению конкретной цели (например, продажа товара за наличный расчет). Участие сотрудников в жизненном цикле бизнес-процесса достигается ролевой маршрутизацией.

МБП обеспечивается сразу несколькими объектами конфигурирования: бизнес-процессы, задачи, регистр сведений и параметр сессии. Как правило, типы реквизитов адресации задачи и измерений регистра сведений назначаются ссылками на соответствующие справочники, поэтому к четырем вышеперечисленным видам добавляются еще справочники.

Основные объекты МБП — это бизнес-процессы и задачи. Они используют друг друга и еще три вспомогательных объекта — параметр сеанса, регистр сведений и справочники. Вспомогательные объекты не используют ни друг друга, ни основные объекты.

Задача предназначена для учета заданий и описывает способ их распределения по исполнителям с учетом организационной структуры предприятия. Адресация заданий сотрудникам определяется реквизитами, в которых можно предусмотреть многомерную ролевую маршрутизацию, например по ролям, рабочим группам, подразделениям, помещениям, филиалам и т. д. При этом задачи могут создаваться не только бизнес-процессами, но и другими объектами информационной базы и непосредственно пользователями. Более того, в общем случае исполнителем задания может быть не только сотрудник, но и любая внешняя система, например другая учетная система.

Понятие задачи фактически определяет лишь интерфейс взаимодействия бизнес-процесса с заданием, выполнение которого может быть, в общем случае, не связано с выполнением операций в самой системе. Например, бизнес-процесс по ходу своего выполнения может потребовать согласования какого-то вопроса с руководителем фирмы. Сформулированная таким образом задача будет, к примеру, адресована секретарю, который станет решать ее любыми доступными ему способами: по электронной почте, по телефону и т. д. Задача будет считаться выполненной, когда в систему поступят сведения о получении нужного согласования.

Объект «Бизнес-процесс» описывает логику выполнения операций для достижения той или иной цели и управляет жизненным циклом созданных бизнес-процессов (их экземпляров) от момента старта до момента завершения. Логика бизнес-процесса (взаимосвязь и последовательность обхода точек маршрута, условные переходы и пр.) наглядно описывается в виде карты маршрута, которая позволяет визуально описывать маршрут бизнес-процесса в виде связного графа и позволяет легко описывать алгоритмы условных переходов и реакцию бизнес-процесса на различные события.

Операции, выполняемые в ходе бизнес-процесса, представлены на карте маршрута точками действий, которые содержат информацию о том, кто и что должен сделать на данном этапе. Исполнитель может определяться персонально (Иванов) или с учетом ролевой маршрутизации («Кладовщик», «Руководитель отдела продаж»). При переходе бизнес-процесса на точку действия он автоматически формирует задачи, устанавливая в них предусмотренные реквизиты адресации. После того как исполнитель отметит задачу как выполненную, бизнес-процесс автоматически переходит к следующей точке маршрута в соответствии с картой.

В точке действия возможно также назначение групповых и коллективных задач. В первом случае действие должны выполнить все члены группы, — например, когда всем менеджерам нужно предоставить ежемесячный отчет. Во втором — действие должен выполнить только один из членов группы (например, завизировать документ у одного из старших менеджеров). В точке действия можно описать проверку необходимых условий выполнения задачи, интерактивный диалог с пользователем при переходе далее по маршруту и указать, например, какие документы следует открывать при активации задач, связанных с этой точкой маршрута бизнес-процесса.

МБП допускает несколько видов маршрутизации.

Жесткая. Бизнес-процесс имеет карту, не содержащую условных и параллельных переходов с жестко определенными адресатами для каждой точки маршрута. Отклонение таких бизнес-процессов не допускается.

Свободная. Адресаты точки карты маршрута бизнес-процесса не установлены и определяются программно или интерактивно в течение жизненного цикла бизнес-процесса.

Условная. Карта маршрута предусматривает проверку условий и переход по соответствующим ветвям. Переходы могут быть как бинарными (условие), так и множественными (выбор варианта)

Параллельная. Карта маршрута предусматривает разделение бизнес-процесса на параллельные ветви с возможностью последующего слияния (ожидания). Продвижение бизнес-процесса по каждой из параллельных ветвей происходит независимо, по мере выполнения соответствующих задач.

Как правило, в реальных картах бизнес-процессов встречаются все эти типы маршрутизации.

Ключевое понятие в механизме бизнес-процесса и задачах в «1С:Предприятии» — система адресации, которая обеспечивает возможность не только персональной, но и ролевой адресации задач участникам бизнес-процессов.

Ролевая маршрутизация позволяет назначать задания не только конкретным исполнителям, но и ролям, группам, подразделениям и т. д., как это определено в прикладном решении. Она построена на взаимодействии объектов «задача» и «регистр сведений». Первый определяет состав реквизитов адресации (роли, подразделения и т. д.), а второй отражает актуальную, т. е. соответствующую текущему моменту, информацию о принадлежности сотрудников ролям, подразделениям, рабочим группам и т. д.

Регистр сведений можно использовать для реализации механизмов замещения или учета отсутствия сотрудников. Например, если в нем указано, что роль главного бухгалтера исполняет Иванов и Иванов уходит в отпуск, а его обязанности передаются Петрову, то запись в регистре сведений меняется так, чтобы роль главного бухгалтера исполнял Петров. По возвращении Иванова из отпуска соответствующая информация восстанавливается.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что механизм бизнес-процессов состоит из следующих основных компонентов:

  • многомерная система адресации задач исполнителям (роли, отделы, организации, группы и т. д.),
  • визуальное проектирование карты бизнес-процесса,
  • генерация задач по исполнителям,
  • ролевая маршрутизация,
  • переход по точкам маршрута в соответствии с картой бизнес-процесса.

Общая же логика выполнения бизнес-процессов выглядит примерно так:

  • бизнес-процессы формируют задачи, устанавливая нужные значения в их реквизитах адресации (роли, группы, отделы);
  • конечные исполнители определяются с помощью «матрицы разыменования», которая, например, устанавливает соответствие пользователей ролям.

Разработка и исполнение

В принципе программирование бизнес-процессов в «1С:Предприятии» можно было делать и ранее, но только на уровне языка программирования. Новый механизм автоматизирует эту процедуру, предлагая визуальные средства проектирования и возможность настройки программы с помощью методов параметризации и сводя к минимуму (или вовсе исключая) ручное написание программного кода. Все это теперь реализовано на уровне платформы, которая содержит объекты метаданных и механизмы, обеспечивающие единообразную реализацию бизнес-процессов в прикладных решениях.

В статье мы часто используем термин «бизнес-процесс», хотя порой под ним понимаются разные вещи. С одной стороны, это обобщенное описание последовательности действий при выполнении каких-то деловых задач (например, продажа товара). В данном случае такое описание реализуется в виде некоторой программы (только представленной не в кодах, а в виде карты-маршрута), которую можно условно назвать частным бизнес-решением. С другой стороны, бизнес-процесс — это выполнение конкретных действий в соответствии с этим описанием (при обслуживании конкретного покупателя), т. е. выполнение написанной ранее программы.

Согласно терминологии «1С», в первом случае мы будем использовать термин «бизнес-процесс» (БП), во втором — «экземпляр бизнес-процесса» (ЭБП). БП создают разработчики, а пользователи выполняют свои действия с помощью ЭБП. Разработка БП ведется в «Конфигураторе», исполнение ЭПБ — в среде прикладных решений («1С:Предприятие»).

«Конфигуратор» системы «1С:Предприятие» предоставляет широкие возможности по формированию бизнес-процессов, логика которых задается с помощью маршрутных карт. Особенность реализации МБП (по сравнению с некоторыми BMP-механизмами других ИТ-поставщиков) состоит в том, что в результате визуального проектирования бизнес-процесса разработчик не получает программу с исходным кодом внутреннего языка (большинство других средств визуального проектирования формируют такой код). С определенной долей упрощения можно утверждать, что исходный код создаваемой программы образован как раз визуальным представлением ее логики (карта маршрута), которая дополнена отдельными фрагментами, написанными на внутреннем языке программирования.

Таким образом, карта маршрута одновременно адресована системе инструкцией по выполнению последовательности действий бизнес-процесса, описанием структуры этих действий в виде, понятном пользователю, и средством отображения текущего состояния бизнес-процесса.

Исполнение бизнес-процессов (точнее, экземпляров бизнес-процессов) осуществляется в среде платформы «1С:Предприятие». При этом бизнес-процесс можно рассматривать в качестве такого объекта информационной базы, как документ или элемент справочника. Его жизненный цикл начинается со старта (вызов метода «старт» или нажатие соответствующей кнопки в форме объекта бизнес-процесса) и завершается по достижении конечной точки (разумеется, если все задачи были выполнены).

Задачи — это тоже обычные объекты информационной базы, которые могут быть сформированы как механизмом бизнес-процессов, так и другими прикладными объектами и даже вручную. Задача имеет два состояния — «выполнена» и «не выполнена». Если задача сформирована в рамках бизнес-процесса, то после своего завершения она сообщает ему об этом, что приводит к продвижению бизнес-процесса по маршруту дальше (при выполнении всех необходимых для этого условий).

Для конкретного пользователя функционирование механизма бизнес-процессов выражается только в том, что он имеет дело со списком задач, которые обязан выполнить. Кладовщик, например, не должен задумываться о своем участии в каких-то процессах, его дело — при получении задания отпустить товар и зафиксировать эту операцию в системе.

Возможности применения МБП

Механизм бизнес-процессов — составная часть технологической платформы, а это означает, что его возможности могут стать доступными всем прикладным решениям, созданным на основе «1С:Предприятия 8». В целом МБП нацелен на повышение эффективности разработки и сопровождения прикладных решений. Однако опыт его применения показывает, что наложение бизнес-процессов поверх готовых приложений вызывает определенные трудности: зачастую приходится по-новому смотреть на проектные решения и кое-что переделывать. Конечно же, в этом нет ничего удивительного — точно так же автоматизация предприятия, как правило, требует пересмотра общей схемы его функционирования. Для эффективного применения МБП желательно, чтобы процессная модель управления была изначально заложена в прикладное решение.

Само по себе проектирование бизнес-процессов требует не только знания основ конфигурирования «1С:Предприятия», но и хорошего понимания предметной области и конкретных потребностей заказчика. Фактически МБП стимулирует привлечение к работе по проектированию и настройке конкретных прикладных систем специалистов качественно иного уровня — бизнес-аналитиков, консультантов, а также менеджеров заказчика. Более того, положительный эффект от МБП для клиента проявляется даже тогда, когда он не участвует непосредственно в проектировании бизнес-процессов, а только применяет схемы, разработанные кем-то. Возможность формального описания действий системы и представления их структуры в визуальной форме позволяет заказчику лучше понять логику работы решения, в том числе проконтролировать правильность выполнения поставленной перед разработчиком задачи.

Таким образом, речь идет еще об одном ключевом направлении развития прикладных решений «1С:Предприятия» — повышении уровня их управляемости. Применение МБП дает возможность собирать качественно иную информацию о работе системы управления предприятием, на основе которой руководители могут проводить объективный анализ эффективности функционирования как организации в целом, так и отдельных ее сотрудников. Этот механизм позволяет перенести акцент с учетных задач на управление бизнесом в целом.

Подробнее познакомиться с механизмом бизнес-процессов, реализованным в «1С:Предприятии 8», разработчики и пользователи могут с помощью демонстрационной конфигурации, распространяемой на диске «Информационно-технологическое сопровождение» (ИТС). Там представлены несколько простых бизнес-процессов («Продажа товара», «Поручение» и «Согласование» и др.), которые показывают различные варианты практического применения этого механизма.